Эксплуатация метрополитенов

A  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОВ — производственная деятельность метрополитенов, связанная с организацией и осуществлением безопасных и бесперебойных перевозок пассажиров, а также временного укрытия людей при стихийных бедствиях. В нач. период работы первого в России Моск. метрополитена с 1935 эксплуатировались четырёхвагонные составы, перевозившие ок. 200 тыс. пассажиров в сутки. В передней кабине находились машинист и начальник поезда, в хвостовой— проводник с сигнальным диском и звуковым рожком. В часы пик максимально пропускалось 15 пар поездов, всего за сутки проходило 487 поездов. В 1935 удельный вес Моск. метрополитена в перевозках гор. транспортом составил 2% ; в 1940 — 14,3%: в 1991 — примерно 43% (ок. 9 млн. пассажиров в сутки), а все 13 метрополитенов страны перевозили св. 14 млн. пассажиров в сутки. Качество эксплуатац. работы метрополитена в целом и его подразделений определяется рядом показателей — технических и экономических. Осн. технические показатели — число проследовавших пасс. поездов в определ. период (год, месяц, сутки), время хода поезда по линии, число пар поездов в час (среднее и максимальное), процент выполнения графика движения поездов, средний и общий пробеги поездов и др. Эти показатели взаимосвязаны с протяжённостью линий метрополитена в целом и расстоянием между станциями и служат основой при определении численности работающих, парка вагонов, площади электродепо и т. д. К техн. показателям относятся также участковая и техн. скорости поезда, число вагонов в составе, расход электроэнергии на тягу и собственные нужды, микроклимат на станциях и в вагонах и др. Эти показатели отражают уровень использования техн. средств. Осн. экономические показатели — стоимость и себестоимость проезда пассажира, расходы на перевозки, получаемые доходы, а также результат коммерч. деятельности и экон. эффективность работы метрополитена. Перевозки пассажиров и выполнение техн. и экон. показателей обеспечиваются чёткой и взаимоувязанной работой персонала эксплуатац. служб (движения, СЦБ и связи и др.), диспетчерских участков, дистанции, электродепо, пасс. станций, пунктов техн. обслуживания, мастерских и др. подразделений метрополитена. Служба движения обеспечи-вает выполнение графика движения поездов, достаточный уровень комфорта перевозок, информирует пассажиров о следовании поезда и его остановках, принимает оперативные меры к восстановлению движения поездов при нарушении нормальной работы на линии осуществляет расстановку на ночной отстой подвижного состава на действующих линиях с целью своевременной подачи поездов на все станции линии утром, организует хоз. перевозки, уборку станций, вестибюлей и т. д. Служба СЦБ и связи обеспечивает техн. обслуживание, ремонт и совершенствование устр-в автоматнч. локомотивной сигнализации с автоматич. регулированием скорости, путевой автоматич. блокировки, электрич. централизации стрелок и сигналов; работу электрочасового х-ва в местном 24-часовом исчислении с целью передачи точного и одинакового показания времени на часах всех станций, диспетчерских пунктов, постов централизации, пунктов техн. осмотра и др.; связь на метрополитене (поездную диспетчерскую, поездную радиосвязь, тоннельную, электродиспетчерскую, электромеханическую диспетчерскую, радиосвязь диспетчеров с восстановит, формированиями и т. д.); магн. звукозапись диспетчерских переговоров; управление работой станций с применением телевидения; контроль прохода в тоннель; работу устр-в пасс. автоматики (разменных автоматов, автоматич. контрольных пунктов) и т. д. В ведении службы СЦБ и связи находятся периферийные устр-ва вычислит, техники и комплексные вычислит, центры. Служба подвижного состава обеспечивает бесперебойное и безопасное движение подвижного состава, нормальное функционирование осн. и оборотных электродепо, ремонтных подразделений (заводов, мастерских), пунктов техн. осмотра, линейных пунктов и др. с целью содержания в технически исправном состоянии и улучшения техн. х-к подвижного состава; организует экстренный ремонт или удаляет с действующей линии подвижной состав в случае его неисправности, при аварийных ситуациях на линии; осуществляет техн. обслуживание и ремонт подвижного состава; приёмку нового подвижного состава от заводов-изготовителей; проводит экипировку подвижного состава в электродепо; создаёт необходимые условия для работы и отдыха эксплуатап. и ремонтного персонала и т. д. Служба тоннельных сооружений организует техн. обслуживание и ремонт сооружений метрополитена для безопасного пропуска поездов и безаварийной работы техн. средств (эскалаторов, пути, электромеханич. устр-в и т.д.); обеспечивает сохранение и реставрацию архитектурных и художеств, ценностей на станциях и в вестибюлях; проверяет состояние обделок тоннелей; контролирует соблюдение норм и правил при строительстве и эксплуатации сооружений, связанных с пересечением линий метрополитена, осуществляет промывку тоннелей и др. Служба электроснабжения обеспечивает надёжное бесперебойное снабжение тяговых и нетяговых потребителей электроэнергии метрополитена, освещение тоннелей, станций, притоннельных сооружений, ремонтных и адм. зданий; осуществляет техн. обслуживание, ремонт и реконструкцию электросетей, электрнч. подстанций (тяговых, понизит, и совмещённых тягово-понизи-тельных), сетей освещения, устр-в управления, автоматики и телемеханики, а также при необходимости переход на местное управление электрич. подстанциями; руководит работой оперативного персонала на электротехн. установках и сетях; обеспечивает резервирование электроснабжения устр-в жизнеобеспечения (водоотливные установки, вентиляц. шахты и др.), а также при необходимости электроснабжение станций, служебных помещений, тоннелей, закрытых наземных участков и осн. инж.-техн. установок от аккумуляторных батарей. Служба пути организует содержание пути и контактного рельса в техн. состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное движение поездов с наи-большими скоростями, установленными для каждого участка; проверку габаритов приближения строений и оборудования, плана и профиля путей и контактного рельса; диагностирование состояния рельсов и стрелочных переводов средствами дефектоскопии; выполнение мероприятий по электрич. изоляции ходовых рельсов и контактного рельса от конструкций, а также осуществляет мероприятия, направл. на понижение уровня шума и вибраций в путевых конструкциях; производит очистку и ремонт открытых водостоков и бетонных лотков, уборку снега в осенне-зимний период на наземных и деповских путях; осуществляет внедрение новых конструкций пути и разработку передовых технологий при техн. обслуживании пути и контактного рельса и др. Эскалаторная служба обеспечивает безопасное перемещение пассажиров и работников метрополитена с одного уровня на другой с помощью эскалаторов, перевозку грузов на эскалаторах, техн. обслуживание и ремонт эскалаторов и систем управления ими, модернизацию эскалаторов и др. Электромеханическая служба осуществляет комплекс работ, направл. на создание норм условий обитаемости подземных сооружений метрополитена — обслуживает системы вентиляции станций, тоннелей, служебных и технол. помещений, поддерживает пост, водоотлив из пониженных точек сооружений и проводит аварийный водоотлив в случае нарушения целостности (прорыва) инж. коммуникаций города, метрополитена, предприятий или при появлении дополнит, притоков воды из грунта в результате нарушения обделки сооружений или стихийных бедствий, обеспечивает водо- и теплоснабжение помещений (вестибюлей, станций, тоннелей и др.), удаление в городскую сеть канализации сточных вод; производит техн. обслуживание и ремонт устр-в, используемых при стихийных бедствиях, подтоплениях, загораниях, а также санитарно-техн., отопительно-вентиляц. оборудования, инж. сетей тепло- и водоснабжения, канализации, водостока и др.

QR: Эксплуатация метрополитенов

Комментарии

 Комментариев нет. Мы будем рады, если вы примите участие в обсуждении.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем

Добавьте ваш комментарий

Отправить

Гид по порталу