Насыпь

A  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э 

НАСЫПЬ — грунтовое линейное сооружение, возводимое на трассе дороги обычно в понижениях рельефа, на подходах к мостам и путепроводам и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданном уровне над поверхностью земли. Выделяют следующие осн. элементы II.: центральную несущую часть (ядро), основную площадку, предназнач. для укладки верхнего строения; откосные части; основание; укрепит, и защитные сооружения и устр-ва. Н. возводят обычно из однородного местного или привозного грунта (скального, песчаного, глинистого и др.), получаемого при разработке выемок, из путевых резервов или карьеров. Пригодность грунта для Н., назначаемая при её проектировании, зависит от его естеств. состояния, способов производства строит. работ, высоты Н., устойчивости её основания, длительности подтопления и т. п. Конструктивные особенности Н. (способ подготовки основания, крутизна откосов, наличие берм и их размеры, способы укрепления и защиты и т. п.), а также степень уплотнения грунта зависят от плана и профиля линии, категории дороги, местных природных условий, свойств используемых материалов. В обычных условиях Н. из обыкновенных грунтов вые. до 12 м (из слабовыветривающихся скальных пород — до 20 м) на устойчивых некосогорных основаниях сооружают по типовым поперечным профилям; в сложных, но широко распространённых в данном регионе условиях (заболоч. территории, песчаные пустыни т. п.) применяют групповые решения (общие для группы идентичных объектов); в частных случаях (высокие Н., крутые косогоры, поймы рек, пересечения глубоких болот и т. п.) разрабатывают и обосновывают инж. расчётами индивидуальные конструкции. Ширина Н. по верху зависит от числа путей, ширины междупутий, плана линии (радиуса кривой), скоростей движения поездов, материала, используемого для возведения Н., категории ж.-д. линии. Обычно ширина Н. по верху равна нормируемой ширине основной площадки земляного полотна. Крутизна откосов Н. вые. до 6 м из глинистых и др. распространённых грунтов обычно 1:1,5 и уменьшается до 1:1,75 в ниж. части (Н. выс. до 12 м). В сложных условиях (слабые грунты, длит., подтопление и т. п.) откосы делают более пологими или устраивают бермы. В отд. случаях для уменьшения объёма сооружения и площади основания, повышения устойчивости или несущей способности Н. её возводят полностью или частично из более прочных привозных материалов (напр., упорные кам. призмы на косогорах, подпорные стены вместо откосной части Н.). Для этих же целей применяют упрочняющие (армирующие) прокладки в теле Н., синтетич. текстильные материалы в её основании, гидроизоляц. плёнки в периферийных слоях н др. армирующие материалы . Для укрепления пов-сти откосов незатопляемых Н. проводят травосеяние, при пост, или врем, подтоплении устраивают защитные сооружения. Вдоль Н. с нагорной стороны сооружают водоотводную канаву для защиты основания и откоса от переувлажнения и размыва. Нередко в качестве канавы используют резервы; в необходимых случаях (на крутых косогорах, при пересечённой местности и др.) прибегают к сложной системе поверхностных водоотводов, включающей лотки, быстротоки, перепады с гасителями энергии потоков и т.п. В теле Н. часто размещают водопропускные трубы или другие искусств. сооружения.

QR: Насыпь

Комментарии

 Комментариев нет. Мы будем рады, если вы примите участие в обсуждении.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем

Добавьте ваш комментарий

Отправить

Гид по порталу