ЗАЩИТА ОТ ШУМА — производится на ж.-д. транспорте в тех случаях, когда появляются звуки, мешающие восприятию полезных звуков (сигналов) нли нарушающие тишину, а также звуки, оказывающие вредное или раздражающее действие на организм человека. Осн. источники такого шума — разл. двигатели и механизмы. Напр., в кабинах локомотивов шум возникает при работе двигателей, генераторов, вентиляторов и при движении колёс по рельсам. В пасс. вагонах источником шума при движении поезда могут быть система вентиляции и кондиционирования воздуха, взаимодействие колёс с рельсами и др. Повыш. шум машин н механизмов часто свидетельствует о наличии в них неисправностей или о нерациональности конструкций. Точность изготовления деталей, их подгонка и динамич. уравновешивание всех движущихся деталей, укладка бесстыкового пути способствуют ослаблению шума и, как правило, уменьшению износа деталей, увеличению срока их службы и точности работы. По происхождению шумы делят на механич., аэродинамич., гидродинамич. и электромагнитные. Источники механического шума — механич. вибрации. Аэродинамический шум может возникать при нестационарных явлениях истечения газов и жидкостей. Избежать этого удаётся оптимальным выбором параметров процесса (напр., снижением скорости движения воздуха в воздухонагревателях вентиляц. установки, уменьшением давления, развиваемого вентилятором). Гидродинамический шум обычно наблюдается при кавитации, когда возникает звуковой импульс сокращающихся пузырьков газа или пара, находящихся, напр., в рабочих жидкостях гидродинамич. установок (насосов, турбин и др.). Источники электромагнитного шума— механич. колебания устройств, возбуждаемых перем. эл.-магн. полями. Для защиты от этого шума применяют ферромагн. материалы с малой магнитострикцией, уменьшают мага, индукцию в электрич. машинах, для чего проводят точный выбор их параметров, обеспечивают тщательную затяжку элементов и деталей (шихтованных сердечников трансформаторов, дросселей, якорей электро-двигателей и др.). Вредное действие шума на организм человека проявляется в специфич. поражении органа слуха и неспецифич. изменениях др. его органов и систем. При этом имеют значение характер, уровень, частотный состав, продолжительность воздействия шума, а также индивидуальная чувствительность к нему. Так, в зависимости от уровня громкости звука различают пять ступеней действия шума на человека. При уровне громкости звука ниже порога слышимости, что соответствует полной тишине (первая ступень), человек ощущает психологич. дискомфорт. Обычно человека окружает привычный для него шумовой фон (вторая ступень) с уровнем громкости звука 15—35 дБ. При увеличении уровня звукового давления до 40—70 дБ (третья ступень) шум оказывает раздражающее действие, не изменяя функций слуха и не мешая восприятию полезных сигналов, однако снижается производительность умственного труда, ухудшается самочувствие. Уровни громкости 75—120 дБ (четвёртая ступень), характерные для производств, и трансп. шумов, оказывают неблагоприятное физиологич. действие на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы. Пост, шум с уровнями громкости более 120 дБ, а также импульсный шум с уровнями, превышающими 150 дБ при длительности воздействия 100 мс и 160 дБ при длительности воздействия 5 мс, могут привести к акустич. травме в виде значительного понижения слуха (пятая ступень). Для предотвращения вредного действия шумов на организм человека принимают организац., техн. и медицинские меры: устраняют причины, порождающие шум на месте, или ослабляют источник его образования; предотвращают распространение шума от источников к рабочим местам, для чего устанавливают звукоизолирующие преграды (стены, перекрытия, кожуха, кабины наблюдения и т. п.), звукопоглощающие облицовки и конструкции, экраны, глушители, виброизоляторы, шумоглушащие устройства; используют средства индивидуальной защиты от шума (наушники, вкладыши в шлемы, противошумные шлемы и костюмы). Для работающих в условиях шума предусматривается чередование труда и отдыха, ограничение длительности воздействия шума, систематич. наблюдение за состоянием их здоровья.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем