ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — проложенный на местности рельсовый путь, предназначенный для движения спец. подвижного состава. Назв. -«Ж. д.» в рус. языке появилось в нач. 19 в. как букв, перевод с французского — chemin de fer; в просторечии бытовали также слова «железнярка», -«железка», -«чугунка». В совр. понимании Ж. д.— комплексное предприятие, располагающее всеми техн. средствами, обслуживаемыми специалистами, осуществляющими эксплуатацию этих средств и организующими перевозки пассажиров и грузов. По назначению различают Ж. д. магистральные (общего пользования) и промышленного транспорта, а также городские — метрополитен и трамвай. Магистральные Ж. д.— крупнейшая адм.-терр. единица ж.-д. транспорта общего пользования. По числу путей Ж. д. делятся на одно-, двух- н многопутные. Как правило, стр-во Ж. д. ведётся сначала под один главный путь, а после начала эксплуатации и освоения дороги в случаях хоз. необходимости прокладывают вторые пути. На перспективных направлениях сооружение земляного полотна под железнодорожный путь и искусственные сооружения сразу ведётся с учётом стр-ва вторых путей и расширения территории железнодорожных станций. При стр-ве Ж. д. используют путеукладчики с применением звеносборочных поточных линий и др. землеройных и путевых машин. Одна из осн. х-к рельсового пути — ширина колеи. Чаще всего ж.-д. сеть страны имеет одинаковую для всех линий колею. Но иногда в силу исторически сложившейся практики, по техн. причинам или из-за природных особенностей в отд. районе могут сохраняться другая, отличная от принятой в стране, колея и особый подвижной состав (напр., на Сахалине в России), на горных дорогах (в нек-рых странах). По этому показателю различают ширококолейные и узкоколейные железные дороги. Ширококолейными являются все магистральные Ж. д. бывшего СССР, к-рые имеют колею 1520 мм. в большинстве стран Зап. Европы принята колея 1435 мм, в отд. странах (напр., в Испании) — 1676 мм. Узкая колея в разл. странах имеет ширину 762, 891, 914, 1000 мм и др., укладывается гл. обр. на подъездных путях пром. пр-тий. К ж.-д. пути предъявляются определ. требования в зависимости от интенсивности движения, нагрузки на рельсы от подвижного состава, рельефа местности, свойств грунтов. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации пути его состояние постоянно контролируется. При повышения скоростей и грузонапряжённости, росте нагрузок на ось подвижного состава применяют рельсы тяжёлых типов (на отечеств. Ж. д.в основном Р65 и Р75), делают балластную призму верхнего строения пути повыш. устойчивости, укладывают ж.-б. шпалы или устраивают сплошное подрельсовое основание из рам и плит. Для улучшения взаимодействия подвижного состава и пути уменьшают число стыков, прокладывают бесстыковой путь. Техн. оснащённость Ж. д. во многом зависит от эксплуатируемого на ней подвижного состава и должна отвечать тем нагрузкам, к-рые обеспечивают локомотивы и вагоны, обращающиеся на ж.-д. сети в составе грузовых и пасс. поездов. На совр. Ж. д. широко применяется тепловозная и электрич. тяга. Электрич. Ж. д. получают электроэнергию от тяговых подстанций через контактную сеть (см. Электрификация железных дорог). Совр. локомотивы водят тяжеловесные и длинносоставные поезда до 10 тыс. т. В состав грузовых поездов включаются вагоны грузоподъёмностью до 125 т. пасс. поезда формируются из цельнометаллич. 4-осных вагонов, оборудованных автосцепным устройством, пневматич. или электропневматич. тормозами. Состояние и техн. х-ки подвижного состава определяют скорости движения поездов. Ср. скорость движения поездов на магистральных Ж. д. (не считая экспрессов) — 60 км/ч, на ряде скоростных участков достигает 120—160 км/ч. Начиная с 60-х гг. наряду с традиционными Ж. д. осваивается высокоскоростной наземный транспорт, обеспечивающий движение со скоростями до 300—500 км/ч, к-рый относят к Ж. д. второго поколения. Эксплуатация железных дорог включает вопросы организации движения и работы по текущему содержанию и ремонту техн. средств, применению путевых машин, содержанию искусств. сооружений. Эксплуатац. работа тесно связана с формированием поездов, перевозками грузов, организацией работы ж.-д. узлов и станций, производящих грузовые операции, а также с обеспечением пасс. перевозок, обслуживанием пассажиров. Ввиду высокой стоимости сооружения Ж. д. их стр-во и эксплуатация эффективны лишь пр перевозке массовых грузов, измеряемых миллионами тонн в год. Магистральные Ж. д. страны составляют единую ж.-д. сеть, подчиняющуюся гос. органам управления, либо являются собственностью частных фирм и компаний. Для удобства эксплуатации, организации перевозок сеть отечеств. Ж. д. разделена на дороги, имеющие хоз. самостоятельность, деятельность к-рых координирует Министерство путей сообщения. Каждое из таких подразделений имеет управление дороги, службы дороги, линейные предприятия, дистанции, взаимосвяз. между собой и выполняющие определ. виды работ. Одна дорога включает ряд линий на определ. направлении. В зависимости от техн. оснащения, выполняемого объёма перевозок Ж. д. подразделяют на 4 категории. Крупнейшие магистрали относятся к I категория, имеют мощный ж.-д. путь с рельсами Р50 и Р65, часто бесстыковой, с ж.-б. шпалами (1840—2000 шт. на 1 км пути), балластный слой 35—40 см из щебня с асбестовым покрытием или с использованием геотекстильных материалов. Такие магистрали рассчитаны на обращение в 1 сут более 10 пар поездов (кроме пригородных), обеспечивающих грузонапряжённость до 10 млн. ф-км/км. О работе отд. дорог см. ст. об Азербайджанской, Алма-Атинской, Байкало-Амурской, Белорусской, Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Донецкой, Забайкальской, Закавказской, Западно-Казахстанской, Западно-Сибирской, Кемеровской, Красноярской, Куйбышевской, Львовской, Молдавской, Московской, Одесской, Октябрьской, Прибалтийской, Приволжской, Приднепровской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Среднеазиатской, Целинной, Юго-Восточной, Юго-Западной, Южной, Южно-Уральской железных дорогах (по состоянию на 1 янв. 1991); о Ж. д. зарубежных стран (включая метрополитен) даны справки в статьях об этих странах; сведения об истории прокладки Ж. д. и нх развитии приведены в начале книги в обзорной статье Железнодорожный транспорт.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем