ГРУЗЫ — продукция промышленности, сельского хозяйства, домашние вещи, принятые ж. д. для перевозки. В нашей стране в соответствии с Уставом железных дорог на ж.-д. транспорте действует единая тарифно-статистич. номенклатура Г. (грузы), содержащая такие разделы: продукция сельского хозяйствава; продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; руды металлические; продукция топливно-энергетической промышленностисти; минеральное сырьё, минерально-строительные материалы и изделия; продукция металлургической промышленности; продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности; продукция химической промышленностисти; продукция пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности; продукция лёгкой и полиграфич. промышленности; домашние вещи; утильсырьё. Номенклатура Г. по разделам, а также алфавитный перечень Г. приведены в Тарифном руководстве № 1 МПС, которое используется при планировании и учёте перевозок и погрузке Г.; по нему определяются, к какой номенклатурной группе плана и учёта погрузки относится тот или иной конкретный Г. С учётом транспортных характеристик, свойств и условий перевозок Г. объединены в несколько групп: навалочные, насыпные, наливные, негабаритные, опасные, легкогорючие, смерзающиеся, тяжеловесные и др. Навалочные грузы— каменный уголь, руда, чёрные и цветные металлы, дрова, торф, сланцы, цемент и др.— перевозятся, как правило, без счёта мест. По желанию отправителя Г. могут быть предъявлены к перевозке по числу мест, если число мест Г., предъявляемого к перевозке в одном вагоне, не превышает 1500. Навалочные грузы в основном перевозят в открытых вагонах, полувагонах. Грузы, подверженные порче при действии атмосферных осадков (известь, соль и др.), транспортируются в крытых вагонах. Насыпные грузы — хлебные грузы (рожь, пшеница, овёс, мука и др.), мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма — перевозят в крытых вагонах. При перевозке проса, льняного и горчичного семян, сорго, чумизы грузоотправители оклеивают стены вагона бумагой или другими защитными материалами. Другие зерновые грузы, а также муку, крупу и семена калибров, кукурузы перевозят только в таре. Наливные грузы — жидкости, перевозимые в спец. вагонах-цистернах и полувагонах-бункерах. Более 90% наливных грузов, перевозимых ж.-д. транспортом, составляют нефтепродукты — керосин, бензин, дизельное топливо, лигроин, мазут, минеральные масла. В эту же категорию входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, сало и др.), а также химические продукты (кислоты, щёлочи, красители, лаки, сжиженные газы и др.). Г., перевозимые наливом, делятся на неопасные и опасные; для последних предусмотрены особые условия перевозок. Наливные Г. обладают рядом свойств, которые определяют условия их транспортирования. Это вязкость, способность застывать при низких температуpax, воспламеняться и испаряться. Кислоты и спирты, кроме того, характеризуются крепостью и воздействием на металл (разъедание, окисление). Способность наливных Г. застывать при низких температуpax влияет на процессы налива и слива. Некоторые жидкие Г. застывают даже при температуре выше 20 "С (гудрон при 45 °С, нефтяная смола при 40 °С, нефтяные битумы при 28 °С). Поэтому перед сливом даже в нормальных условиях их необходимо предварительно разогревать (или перевозить в спец. цистернах и полувагонах-бункерах). В холодный период года время слива вязких и застывающих Г. увеличивается. В зависимости от вязкости, температуры застывания Г., перевозимые наливом, по срокам слива делятся на 4 группы. Нефтепродукты, у которых температуpa вспышки паров не превышает 45 °С, относятся к легковоспламеняющимся, с температурой вспышки паров выше 45 °С — к горючим. Негабаритными грузами называют такие, которые при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути при совпадении в одной вертикикальной плоскости продольных осей вагона и пути, выходят за пределы габарита погрузки, а также такие, выход которых за пределы габарита погрузки в криволинейных участках пути превышает геометрический вынос расчётного вагона длиной 24 м с базой 17 м. В зависимости от высоты над уровнем головок рельсов, на которой Г. выходит за габарит погрузки, установлены 3 зоны негабаритности: нижняя, боковая и верхняя. Для более точного определения условии пропуска Г. на двухпутных линиях введена также условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на выс. 4000—4603 мм. По размерам выхода грузов за габарит погрузки и условиям их пропуска через ниж. сооружения и по двухпутным линиям установлены степени негабаритности: для нижней и боковой негабаритностей по шесть, для верхней — три степени. Сверхнегабаритность подразделяется на нижнюю, боковую, верхнюю, а также вертикальную (для Г., располож. на высоте над уровнем головок рельсов более 5300 мм). Установлена также расчётная негабаритность, которая определяется с учётом геометрических выносов данного Г. в условной расчётной кривой радиусом 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса. Предусмотрено 3 этапа согласования перевозки каждого вновь создаваемого негабаритного или тяжеловесного изделия: предварительное согласование с МПС на стадии эскизного проектирования с целью установления техн. возможности и способа перевозки; согласование грузоотправителем погрузочной документации с управлением ж. д.; окончательное согласование в МПС транспортирования Г., имеющих негабаритность 3—6-й степеней, боковую 4—6-й степеней, верхнюю 3-й степени, а также сверхгабаритных Г. и всех Г., перевозимых на транспортёрах. Опасными грузами считаются те, которые могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу других Г., подвижного состава, сооружений. Опасные Г. перевозят по особым правилам, установленным МПС. По характеру опасности и свойствам опасные Г. делятся на 10 категорий: вещества, способные к образованию взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; самовозгорающиеся вещества; вещества, воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся вещества; едкие вещества; ядовитые вещества; радиоактивные вещества; сильнодействующие ядовитые вещества; взрывчатые вещества и предметы, ими снаряжённые. Условия приёма к перевозке, оформления документации, завоза на станцию и вывоза после выгрузки, требования к таре и упаковке, подвижному составу, порядок определения массы и выполнения погрузочно-разгрузочных работ — общие для всех опасных Г. К условиям перевозки и мерам предосторожности, установленным для каждой категории опасных Г. и каждого Г. в отдельности, относятся: вид упаковки и тары, в которых данный Г. должен быть предъявлен к перевозке; надписи и ярлыки на таре; указания о степени и виде опасности, отмечаемые в перевозочных документах; род подвижного состава и способ его оборудования под перевозку; Смерзающиеся грузы при пересыпке теряют свои обычные свойства сыпучести при температуре ниже 0 "С. Отдельные частицы Г. смерзаются друг с другом и примерзают к полу и стенам вагона. Выгрузка таких Г. затрудняется, повышается стоимость разгрузочных работ, увеличивается простой подвижного состава. К смерзающимся Г. относятся руда, уголь, кокс, глина, песок, гравий, флюсы, юлаки н др. Для восстановления сыпучести смёрзшихся Г. применяют различные способы и средства, воздействуя на их физико-теплотехн. свойства. Для предупреждения смерзаемости Г. внутреннюю поверхность кузова вагона обрабатывают маслами и нефтью. Рекомендуется также добавлять к Г. вещества, поглощающие влагу (например, негашёную известь или вещества, образующие при соединении с ней растворы с низкой температурой замерзания — поваренную соль, хлористый кальций). При устойчивых морозах эффективно до погрузки промораживать Г., многократно перемешивая с помощью экскаватора, скрепера или других средств механизации. Промораживание считается законченным, когда температуpa в середине пересыпаемого Г. достигает —3 С. Наиболее успешно применение этого способа для угля при темп-ре воздуха —20 °С и ниже. Сыпучесть смёрзшихся Г. восстанавливают чаще всего термическим (разогрев Г. и вагона) и механическим (рыхление виброрыхлителями, бурофрезерными и другими машинами) способами. Тяжеловесные грузы — такие Г., у которых масса и длина или нагрузка на раму вагона превышают нормы, допустимые для универсального подвижного состава. Эти Г. перевозят на транспортёрах различных типов, которые относятся к спец. подвижному составу и предоставляются грузоотправителю по распоряжению МПС. При транспортировании мелких отправок тяжеловесными называют Г. массой свыше 500 кг.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем