ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ, — часть ж.-д. пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В. с. п. воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт её на нижнее строение (земляное полотно или искусственное сооружение — мост, тоннель). К В. c. п. относятся также стрелочные переводы и глухие пересечения. Шпалы (деревянные, железобетонные, реже металлические), обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой. Взамен шпал начинают на отдельных участках применяться сплошные блочные железобетонные основания в виде плит или рам. Противоугоны в виде металлических скоб удерживают рельсы от смещения вдоль пути при движении поездов. В. с. п. метрополитена, мостов отличается некоторыми особенностями. В. с. п. в тоннелях метрополитена обычно не имеет балластного слоя. Шпалы укладываются на бетонное основание тоннеля. В. с. п. на мостах во многих случаях укладывается без балластного слоя. Вместо шпал в этих случаях употребляются мостовые брусья. Тип В. с. п. (вид материала и размеры элементов) зависит от грузонапряженности участка. Для магистральных ж.-д. линии приняты три типа: I — особо тяжёлый (грузонапряженность в год на 1 км свыше 50 млн. ткм, с рельсами 75 кг в 1 погонном м); II — тяжёлый (грузонапряженность 25—50 млн. ткм, с рельсами 65 кг); III — нормальный (грузонапряженность до 25 млн. ткм, с рельсами 50 кг).
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем