Контактная сеть

A  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э 

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ — комплекс устройств для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к ЭПС через токоприёмники. К. с. является частью тяговой сети и для рельсового алектрифицир. транспорта обычно служит её фазой (при перем. токе) или полюсом (при пост, токе); другой фазой (или полюсом) служит рельсовая сеть. К. с. может быть выполнена с контактным рельсом или контактной подвеской. Ходовые рельсы впервые были использованы для передачи электроэнергии движущемуся экипажу в 1876 русским инж. Ф. А. Пироцким. Первая контактная подвеска появилась в 1881 в Германии. Осн. элементами К. с. с контактной подвеской (часто наз. воздушной) являются провода К. с. (контактный провод, несущий трос, усиливающий провод и пр.), опоры, поддерживающие устройства (консоли, гибкие поперечины и жёсткие поперечины) и изоляторы. К. с. с контактными подвесками классифицируют: по виду электрифицир. транспорта, для к-рого К. с. предназначена — магистрального, в т. ч. высокоскоростного, ж.-д., трамвая и карьерного транспорта, рудничного подземного транспорта и др.; по роду тока и номии. напряжению питающегося от К. с. ЭПС; по размещению контактной подвески относительно оси рельсового пути — для центрального (магистральный ж.-д. транспорт) или бокового (промышл. транспорт) токосъёма; по типам контактной подвески — К. с. с простой, цепной или спец. подвеской; по особенностям выполнения — К. с. перегонов, станций, для искусств. сооружений. В отличие от др. устройств электроснабжения К. с. не имеет резерва. Поэтому к надёжности контактной сети предъявляют повыш. требования, с учётом к-рых осуществляются проектирование, стр-во и монтаж, техническое обслуживание контактной сети и ремонт контактной сети. Выбор общей площади сечения проводов К. с. обычно осуществляется при проектировании системы тягового электроснабжения. Все остальные вопросы решаются с помощью теории К. с.— самостоятельной науч. дисциплины, становлению к-рой во многом способствовали работы сов. учёного И. И. Власова. Осн. вопросами проектирования К. с. являются: выбор числа и марок её проводов в соответствии с результатами расчётов системы тягового электроснабжения, а также тяговых расчётов, выбор типа контактной подвески в соответствии с макс, скоростями движения ЭПС и др. условиями токосъёма; определение длины пролёта (гл. обр. по условию обеспечения её ветроустойчивости); выбор типов опор и поддерживающих устр-в для перегонов и станций; разработка конструкций К. с. в искусств. сооружениях; размещение опор и составление планов К. с. станций и перегонов с согласованием зигзагов проводов и с учётом выполнения воздушных стрелок и элементов секционирования контактной сети (изолирующих сопряжений анкерных участков, секционных изоляторов и разъединителей). При выборе методов стр-ва и монтажа К. с. в ходе электрификации железных дорог стремятся, чтобы они в возможно меньшей степени отражались на перевозочном процессе при безусловном обеспечении высокого качества работ. Осн. производств, предприятия по сооружению К. с.— строительно-монтажные поезда н электромонтажные поезда. Организация и методы техн. обслуживания и ремонта К. с. выбираются из условий обеспечения заданного высокого уровня надёжности К. с. при наименьших трудовых и материальных затратах, безопасности труда работников районов контактной сети, возможно меньшего влияния на организацию движения поездов. Производств, пр-тием по эксплуатации К. с. является дистанция электроснабжения. Оси. размеры, характеризующие размещение К. с. относительно других пост, устр-в ж. д.,— высота З подвешивания контактного про-вода над уровнем верха головки рельса; расстояние А от частей, находящихся под напряжением, до заземлённых частей сооружений и подвижного состава; расстояние Г от оси крайнего пути до внутр. края опор К. с. на уровне головок рельсов. Совершенствование конструкций К. с» направлено на повышение её надёжности при снижении стоимости стр-ва и эксплуатации. Ж.-б. опоры К. с. и фундаменты металлич. опор выполняются с учётом электрокоррозионного воздействия на их арматуру блуждающих токов. Увеличение срока службы контактного провода достигается, как правило, применением на токоприёмниках угольных контактных вставок. При техн. обслуживании К. с. на отечеств. ж. д. без снятия напряжения используют изолирующие съёмные вышки, монтажные автомотрисы. Перечень работ, выполняемых под напряжением, был расширен благодаря применению двойной изоляции на гибких поперечинах, в анкеровках проводов и др. элементах К. с. Многие контрольные операции осуществляются средствами диагностирования, к-рыми оснащены вагоны-лаборатории. Оперативность переключений секционных разъединителей К. с. значительно возросла благодаря применению телеуправления. Увеличивается оснащённость дистанций электроснабжения специалвзир. механизмами и машинами для ремонта К. с. (напр., для рытья котлованов и установки опор). Повышению надёжности К. с. способствуют использование разработанных в нашей стране методов плавки гололёда, в т. ч. без перерыва движения поездов, электрорепеллентной защиты, ветроустойчивой ромбовидной контактной подвески и др. Для определения числа районов К. с. и границ участков обслуживания пользуются понятиями эксплуатационной длины и развёрнутой длины электрифицир. путей, равной сумме длин всех анкерных участков К. с. в заданных пределах. На отечеств, ж. д. развёрнутая длина электрифицир. путей является учётным показателем для районов К. с, дистанций электроснабжения, отделений дорог, мин-ва и более чем в 2,5 раза превышает эксплуатац. длину. Определение потребности в материалах на ремонтно-эксплуатац. нужды К. с. производится до её развёрнутой длине.

QR: Контактная сеть

Комментарии

 Комментариев нет. Мы будем рады, если вы примите участие в обсуждении.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Пройдите регистрацию или войдите под своим именем

Добавьте ваш комментарий

Отправить

Гид по порталу